Карвасары

Карвасары

Туристы даже не подозревают об этом районе, хотя и смотрят с Замкового моста у крепости вниз, где виднеется старый, единственный сохранившийся в городе деревянный храм. Но прогулка крутой лестницей вниз вдоль моста (такой способ передвижения кажется невероятным тем, кто не видел этого каменного перешейка между Старым городом и крепостью) и шаткой кладкой через Смотрич запомнится надолго богатством впечатлений. Панорама церкви у отвесной стены уникального каньона, под нависающей сверху массой замка – одна из самых красивых в городе-музее.

Ещё в ХIХ ст. Карвасары были отдельным городком. В XVIII в. на Карвасарах поселяются мещане и ремесленники, которым не осталось места на тесно застроенном острове-ядре Старого города. Дорогие районы центра города заселяли, как правило, шляхта. Благодаря новым поселенцам этот древний район меняет свое лицо. Вдоль узких улочек появляются деревянные дома и глиняные дома, у реки располагаются многочисленные мельницы, вблизи главных дорог выстраиваются корчмы и заезды.

В конце XVII в. возникла потребность в собственном храме района. Тогда, вероятно, и строится деревянная Крестовоздвиженская церковь. С ней связана легенда о венчании сына Богдана Хмельницкого Тимоша с дочерью молдавского владельца Василия Лупулу Розалинда.

На самом деле пара женилась в Яссах в Молдавии за полтора века до появления Карвасарской церкви, а подобную легенду рассказывают чуть ли не в каждой старой деревянной святыни Подолья. Внешне небольшая по размеру, церковь все же достаточно гармоничная по пропорциям между широким и высоким центральным срубом, который заканчивался шатровой верхушкой с фонариком, и двумя боковыми срубами – меньше и уже. Рядом прижалась двухъярусная колокольня. В центральном срубе расположился деревянный позолоченный иконостас, который не сохранился до наших дней. Насколько я понимаю, когда церковь состарилась, на ее месте построили новую. Произошло это в 1799 году.

В ХIХ ст. в Карвасарский приход Каменецкого уезда входило пять деревень: Татарискы (с 1946 г. –  Смотрич), Кубачивка (с 1967 г. – в составе Смотрич), Янчинци (с 1945 г. – Колыбаевка) Подзамче (с 1957 г. – в составе города) и Видривка (с 1928 г. – в составе Пидзамча). Была на Карвасарах и церковная школа, открытая 1894 г. в церковном доме.

Со временем глиняные и деревянные застройки района разрушились. После Второй мировой войны на Карвасарах осталось лишь несколько домов и церковь, которых исследователи считают типичным образцом деревянного зодчества Подолья.

Когда Каменец освобождали от немецких оккупантов, у стен церкви загорелся танк. Огонь перекинулся на старую липу. Местные жители с ужасом ждали страшного, но их пронесло. Даже липа уцелела.

Несколько лет после войны церковь ещё действовала по назначению, а затем в ней обустроили кинотеатр. На месте иконостаса повесили экран, а вот стульев не хватало, и жители Карвасар приходили на сеансы со своими табуретками.

В 1956 г. памятка истории была наконец-то взята под охрану государства. С целью воссоздания средневекового образа района был разработан план создания музея народной архитектуры и быта, филиал музея народной архитектуры и быта Украинской ССР. Из зоны затопления Днестровского гидроузла планировалось вывезти типичные для Подолья сооружения – дома, мельницы, риги, церкви.

Обсуждение поста

Ваш комментарий будет первым! “Карвасары”